Воспитание — как основополагающий фактор в социализации подростков

С изменениями в экономической и политической сферах  социума процесс адаптации к новым условиям стал еще более травматичным для подростков. Преобразования в социальной сфере, новые экономические отношения, увеличивающийся объём информации, воспринимаемой учащимся из внешнего мира, — всё это привело к изменению требований общества к подрастающему поколению.  На первый план, по своей значимости, выступают такие качества как: коммуникативность, открытость, инициативность, предприимчивость, способность к нестандартному мышлению, творческому поиску, стремление реализовать свой творческий потенциал. С другой стороны, стабильное функционирование общественных институтов, эффективное развитие и совершенствование промышленной, производственной, хозяйственной, правовой, культурной сфер жизни требует от подростка наличия таких качеств, как исполнительность, обязательность, толерантность, умение руководить и подчиняться чужой воле, ограничивать собственные порывы, идущие вразрез общественным интереса. Формирование личности – процесс не только сложный, но и крайне противоречивый. Ведь противоречива сама социальная среда, в которой человек живет и действует. Более того, одинаковые социальные нормы и  методы воздействия применяются к разным по своим способностям, характеру и образу жизни людям. Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении школьников. Среди отклонений в поведении подростков  тревогу вызывают  отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, цинизм, жестокость, агрессивность, неумение и нежелание находить общий язык с взрослыми и сверстниками. Одной из причин такого поведения  является неспособность учащихся адаптироваться к новым условиям социальной среды. Это обусловливает важность процессов социализации и индивидуализации, свидетельствует о необходимости их гармонизации в учебно-воспитательном процессе. Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает демонстрировать окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, заниженной самооценке. Положительное вхождение ребенка в группу, способствует формированию у него чувства товарищества, защищенности в коллективе, ощущения собственной значимости.  Контингент учащихся нашей школы состоит из несовершеннолетних, совершивших правонарушения; состоящих на учёте в ОДН; уклоняющиеся от учёбы, подростков с  девиантным поведением, которые не смогли продолжать обучение в массовых общеобразовательных школах, не смогли адаптироваться к социуму. Являясь базовой структурой формирования нового поколения, школа должна отвлечь несовершеннолетних от улицы и криминальной среды, вернуть их в социум. Необходимо искать и внедрять такие формы работы с подростками, чтобы каждый ребёнок со своими индивидуальными особенностями мог получить необходимую для него помощь и поддержку. Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Учащийся  постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Проектируя образовательное пространство, важно  создать условия для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создания душевного благополучия. Необходимо организовать условия вхождения подростка  в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.  Социализация школьников в образовательном процессе должна способствовать не только формированию социально-значимых качеств, умений, поведения, но и  поддерживать, сохранять, раскрывать способности и индивидуальные возможности. Индивидуализация детей должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, формирования адекватной  самооценки, но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач (установления  контактов, отношений с другими людьми, участия в совместной деятельности). По мнению ученых, можно говорить о том, что удается создать единое воспитательное пространство только тогда, когда все, чем  оно располагает, служит делу развития детей. Основной характеристикой единого воспитательного пространства является его активность, что обеспечивает каждого ребенка возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями, возможностью выбора, позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых. Таким образом, развивающая среда в школьном учреждении  должна способствовать формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества. Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал: «что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей». Наполнение интересов детей социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений, помощь им в освоении и использовании этого опыта, в преобразовании окружающей жизни к лучшему является одной из главных воспитательных задач педагогов. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Существуют две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая – усвоение учащимися нормативного поведения, вторая – построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. Выполнение этих задач  дает возможность  подросткам с девиантным поведением адаптироваться к новым условиям  социальной среды, преодолеть конфликт между внутренним  и окружающим  миром, развить такие качества как коммуникативность, отзывчивость, открытость, умение сопереживать. Таким образом, задачи  воспитательной деятельности школы в контексте социальной адаптации — дать обучающимся  представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения, помощь в овладении  различными способами  взаимодействия с окружающей средой, усвоение подростком  норм, ценностей, формирование в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками собственного стиля жизни и субъективного социального опыта.

 

Список использованных источников и литературы:
1. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе: Учебное пособие. – М., 2004.
2. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебник. СПб., 2000.
3. Василькова Ю. В. Социальная педагогика. М., 2000.
4. Фролов С. С. Социология. М., 1994..

5 Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. // Профессиональное образование, № 2, 2006,

6.Сикевич З.В., Крокинская O.K., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005

  1. Регуш П.А. . Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005.
  2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003.