Информационно методическое письмо «о противодействии коррупции»

«О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 13.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»

Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», вступившим в силу с 01.01.2013, Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 13.3.

Данной статьей на организации возлагается обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Следует отметить, что указанная обязанность возлагается на любые организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Как следствие, разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции должны все государственные учреждения Санкт-Петербурга и государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга (далее — ГУ, ГУП), подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга (далее -исполнительные органы), а также организации, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга.

При этом меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Исходя из требований статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», результатов антикоррупционного мониторинга, решений Межведомственного совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, издано распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее — КВЗПБ) от 14.01.2013 № 6-р. Данным распоряжением внесены необходимые изменения в Методические рекомендации по разработке и обеспечению выполнения планов работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по противодействию коррупции в государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга и государственных учреждениях Санкт-Петербурга, подведомственных указанным органам.

Методические рекомендации в действующей редакции размещены на сайте КВЗПБ в сети Интернет (http://www.zakon.gov.spb.ru) в разделе «Реализация антикоррупционной политики» (подраздел «Законодательство о противодействии коррупции» — «Методические документы»).

Основные направления работы исполнительных органов по противодействию коррупции в подведомственных ГУ и ГУП определены разделом 2 Методических рекомендаций. Исходя из полномочий исполнительных органов, специфики деятельности ГУ и ГУП, могут быть определены также иные направления работы.

В целях реализации исполнительными органами статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и оптимизации деятельности по противодействию коррупции в ГУ и ГУП рекомендуется следующее.

1. Руководителям (заместителям руководителей) исполнительных органов, координирующим и контролирующим деятельность подведомственных ГУ и ГУП, с учетом специфики их деятельности и мнения руководителей организаций принять решения о необходимости разработки и утверждения в ГУ (ГУП) ежегодных планов работы по противодействию коррупции.

2. Организовать определение в ГУ и ГУП должностного лица (должностных лиц) или структурного подразделения (в организациях с большой численностью работников), ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

На указанных должностных лиц (структурные подразделения), исходя из соответствующих положений трудового законодательства, пункта 3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 и пункта 2 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009 № 135-рп, целесообразно возложить следующие функции:

обеспечение соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка;

оказание работникам консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике кодекса этики и служебного поведения работников ГУ (ГУП);

принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов;

рассмотрение обращений граждан и организаций, содержащих сведения о коррупции, поступивших непосредственно в ГУ (ГУП) и направленных для рассмотрения из исполнительных органов и правоохранительных органов;

подготовка документов и материалов для привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности;

организация правового просвещения и антикоррупционного образования работников;

мониторинг коррупционных проявлений в деятельности ГУ (ГУГ1);

подготовка проектов локальных нормативных актов и иных правовых актов организации о противодействии коррупции;

подготовка планов противодействия коррупции (в случае, если такой план разрабатывается в организации) и отчетных документов о реализации антикоррупционной политики в ГУ (ГУП);

взаимодействие с правоохранительными органами (по мере необходимости);

предоставление в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности ГУ (ГУП), в том числе в сфере реализации антикоррупционной политики (при отсутствии в организации работника, ответственного за распространение информации о ее деятельности).

Должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, назначается приказом ГУ (ГУП) из числа работников, отвечающих за ведение кадровой работы (работу с персоналом) в организации. В случае, если назначается несколько должностных лиц, приказом определяются конкретные функции каждого из них. При назначении ответственного структурного подразделения ответственность за выполнение возложенных на него функций несет руководитель данного подразделения.

Кроме того, в подведомственных организациях возможно назначение заместителя (одного из заместителей) руководителя в качестве должностного лица, отвечающего за координацию работы по реализации антикоррупционной политики в ГУ (ГУП).

3. Организовать принятие подведомственными ГУ и ГУП кодексов этики и служебного поведения работников организаций.

При разработке и утверждении кодексов целесообразно руководствоваться:

статьей 21 и другими положениями Трудового кодекса Российской Федерации;

Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол №21);

кодексами профессиональной этики в соответствующей сфере деятельности (при их наличии);

иными документами, в том числе рекомендательного характера, определяющими этические нормы поведения работников.

Кодекс этики и служебного поведения работников ГУ (ГУП) утверждается локальным нормативным актом организации с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ, как приложение к правилам внутреннего трудового распорядка.

Кодекс доводится до всех работников организации.

4. Оказывать содействие подведомственным ГУ и ГУП в предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Следует отметить, что в настоящее время трудовое законодательство не содержит понятия «конфликт интересов» и не определяет меры по его предотвращению и урегулированию.

В связи с чем до принятия соответствующих правовых норм деятельность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организациях представляется целесообразным организовывать и проводить с учетом положений статей 10 и 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

При этом под конфликтом интересов, исходя из аналогии закона, возможно понимать ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Соответственно, личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, является возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Работникам следует рекомендовать принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Также работникам необходимо предложить уведомлять своего непосредственного начальника (руководителя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Руководитель организации, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. При этом предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения работника, являющегося стороной конфликта интересов, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Конфликт интересов также может быть разрешен другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Указанные положения носят исключительно рекомендательный характер, поэтому работник либо руководитель ГУ (ГУП) не могут быть привлечены к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

5. Организовать в рамках своих полномочий разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение надлежащей работы подведомственных организаций.

Необходимо обратить внимание, что соответствующие стандарты и процедуры содержатся, прежде всего, в административных регламентах исполнительных органов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций).

В случае, если в предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций) участвуют подведомственные организации, либо услуга (функция) предоставляется (исполняется) непосредственно государственной организацией, следует принять меры (с отражением в плане работы исполнительного органа по противодействию коррупции в подведомственных ГУП и ГУ) по завершению разработки и утверждения соответствующих административных регламентов.

Если административные регламенты утверждены, целесообразно организовать постоянный контроль за их внедрением в подведомственных организациях, соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административных регламентов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги (исполнению государственной функции), а также полнотой и качеством предоставления государственной услуги (исполнения государственной функции).

 

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации

Губернатора Санкт-Петербурга

Официальный сайт ГБОУ Центр Образования № 633