Профессиональная направленность и профессиональная подготовка учащихся

«Выбери себе работу по душе

И Вам не придется работать

Ни одного дня в своей жизни»

Конфуций.

Образовательное учреждение создано на основании постановления Совета Министров СССР № 662 от 23.08.1974, решения Ленгорисполкома № 368 от 28.06.1981 и решения Исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов № 316 от 27.07.1981. Наименование Образовательного учреждения при создании: Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.

На основании решения Исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов № 10 от 10.01.1991 Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся реорганизован в Школьный учебно-производственный центр профессиональной ориентации учащихся.

На основании приказа Комитета по образованию № 164 от 07.04. 1997 и приказа Управления образованием Администрации Калининского района № 90 от 02.04.1997 утверждена новая редакция устава Государственного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» и зарегистрирована распоряжением Администрации Калининского района Санкт–Петербурга № 954-р от 26.04. 1997.

На основании распоряжения Территориального управления Калининского административного района Санкт-Петербурга № 3292-р от 15.09.1999 «Об утверждении Положения о Реабилитационном центре, как структурного подразделения государственного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат Калининского района Санкт-Петербурга» открыто структурное подразделение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» по адресу: 195256, Санкт-Петербург, ул. Софьи Ковалевской, д.3, корп.2 лит. А.

На основании приказа Комитета по образованию № 304 от 05.04. 2002 Государственное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат Калининского района» переименовано в Государственное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 633 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» и утверждена новая редакция устава Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 633 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» Калининского административного района Санкт–Петербурга, зарегистрированная решением Регистрационной палаты Администрации Санкт–Петербурга № 277478 от 21.06.2002.

На протяжении всей истории основания нашей школы учреждение занималось профессиональной подготовкой учащихся. Профессиональное воспитание и обучение всегда было на первом месте. При статусе УПК (учебно-производственного комбината) ученики всего Калининского и Выборгского районов в отрыве от учебного процесса посещая один раз в неделю УПК получали документ о профессиональном образовании и после 11 класса дети могли работать по выбранной профессии. Наше учреждение готовило учащихся по следующим профессиям: столяр, кассир, младший медицинский работник, секретарь, переплетчик, экскурсовод, маляр-штукатур, роспись по дереву, водитель категории «А», «В».

В школе есть большой автопарк и площадки для занятий по вождению. Школа имела площадку учебно-производственного комбината «Новое поколение», где учащиеся были оформлены официально и получали заработную плату и горячее питание. При школе имелся реабилитационный центр, в котором дети первую половину дня получали профессиональную подготовку (4 часа обучения), а во второй половине индивидуальные занятия по общеобразовательной программе. Получив новый статус образовательное учреждение, старые профессии изжили себя (кассир, экскурсовод, переплетчик и младший медицинский работник). Появились новые профессии: студия кукольного театра («ШКУТИК»), студия декоративно-прикладного искусства (изделия из полимерной глины, бисероплетение, макраме, изготовление искусственных цветов из ткани, кружевоплетение, вышивка, изготовление интерьерных кукол), пошив и ремонт одежды, вязание, изготовление изделий в технике папье-маше, роспись ткани, школьная радиоточка.

Чтобы качественно вести работу по профориентации, наше учебное заведение направляет педагогов на курсы по профессиональной ориентации учащихся выпускных классов и популяризации специальностей среднего профессионального и высшего образования, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга. Педагогический коллектив посещает форумы, лекции, круглые столы «Перспективы совершенствования профориентационной работы со школьниками в свете концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга».

Чтобы охватить все стороны профессиональной работы школы педагогический коллектив: классные руководители, предметники, преподаватели дополнительного образования составляют перспективное планирование мероприятий по профориентации на первое и второе полугодие.

С целью ориентирования выпускников на выбор профессионального маршрута, в начале учебного года (сентябрь, октябрь) проводится диагностика, опрос, тестирование для того, чтобы ребенок определил свою психонаправленность:

-«человек –знаковая система»;

— «человек- художественный образ»;

— «человек- человек».

  1. Диагностику проводят в школе школьный психолог, психологи ЦППМСП (данное учреждение находится в здании школы, где есть кабинет профнаправленности), а также районные библиотеки. Дети подбирают литературу по своей профессии и психотипу.
  2. Информирование детей по востребованным профессиям на рынке труда.

— посещение учебных заведений: колледж отраслевых технологий «Краснодеревец», колледж строительной индустрии и городского хозяйства, невский колледж имени А.Г.Неболсина, колледж «Машиностроения и металлообработки», Садово-архитектурный лицей, колледж кулинарного мастерства и др. Здесь дети узнают историю образовательного учреждения, правила поступления, просмотр презентации по данным профессиям, участие в мастер классах, и о перспективах профессионального роста.

Наши учащиеся регулярно посещают дни открытых дверей в этих учреждениях, участвуют в фестивалях рабочих профессий и специальностей, конкурсах «мастер своей профессии»

— тематические уроки учителей предметников: «в мире профессий», «я учусь, чтобы стать…..», « выбор профессии – это серьезно», « ты и твоя будущая профессия»,

«типичные ошибки при выборе профессии», «астрономия – наука будущего»,

«исследование недр океана»,

— классные часы: «навстречу собственной судьбе», «легко ли быть учителем», «востребованные профессии в современном мире»,

— ролевые игры по профессиям: «я и мир профессии», «инопланетяне», «остров»,

«самое, самое…..»

— игровая практика: «отгадай профессию по действию», «четвертый лишний», «доскажи словечко», «профессиональный словарь», «синонимы», «анаграмма», «пантомимика»,

— школьные конференции к знаменательным датам «Памяти Менделееву», «Человек, Земля, Вселенная».

— посещение музеев, где знакомятся с профессиональной деятельностью:

«этнографический», «музей Арктики Антарктики», музей горного университета, зоологический, музей почвоведенья и др.

— экскурсии на предприятия города «Металлический завод», «Балтика», и др.

— посещение форумов, где учащиеся могут быть не только зрителями, но и участниками. На форумах показывают в практической части современные высокотехнологическое оборудование и условия труда. Перспективой развития данной отрасли.

— круглые столы-  встреча с представителями династий профессий, обсуждение профессиональной деятельности родителей учащихся.

— наши дети участвовали в межрегиональном проекте на базе АППО на кафедре технология в проекте «Учебная фирма». Здесь дети знакомились с молодыми и успешными предпринимателями Санкт-Петербурга и других регионов. Предприниматели проводили с ними тренинги «как быть успешным в профессии». Детей учили, как организовывать свое дело, давали советы, как выбрать направление, выстраивать маркетинг предприятия, основы бухгалтерии. В конце года проводится ярмарка «учебных фирм».

  1. Практическая деятельность:

— ежегодное участие в ЦППМСП в играх и квестах «мир профессии», «в лабиринтах профессионального образования»;

— оформление стенда по профориентации, конкурсы рисунков и фотографий под девизом — «все профессии нужны, все профессии важны»;

— конкурс рефератов «профессии моей семьи», «мой выбор профессии».

Во втором полугодии продолжается та же направленность: диагностическая, информационная, практическая.

Если ребенок подтверждает свой выбор, профориентация прошла успешно.

 

Потапова Л.А.

Комолова И.А.