Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы Центра образования №633.

В образовательном пространстве Центра образования  созданы условия для воспитания и обучения. Актуальными задачами являются: создание условий для формирования общей культуры обучающихся,  нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование и  самоопределение.

В организационной структуре ЦО  существует социально-психологическая служба. Для осуществления деятельности психологической службы созданы кадровые,  методические,  информационно-технические условия.  Цель психолого-педагогического сопровождения — создание условий для сохранения  психологического здоровья всех участников образовательного процесса,   максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика, воспитанника и обеспечение преемственности в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по направлениям деятельности социально-психологической службы.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к средней ступени общего образования;

Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомить с формами и методами работы в учреждении, помочь учащимся быстрее адаптироваться к новым условиям.

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

В этом направлении  работа службы планируется на основе  преемственности между основным общим и основным полным образованием. Подразделения на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный — каждый из которых предусматривает  решение определенных задач:  адаптация к обучению и переходу из нового учебного заведения,  последующая социализация и обучение в ОУ с  использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического и эмоционального здоровья обучающихся, с целью сохранения и повышения достижений в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающих разного вида трудности.

Предусматривается проведение адаптационной работы,  работы с родителями по оказанию поддержки обучающихся через тематические родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, консилиумы. Работа с педагогами по обеспечению решения задач преемственности проводится через психолого-педагогические консилиумы, круглые столы, презентации классов, посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Психологическое сопровождение реализуется на основе планирования психолого-педагогической работы. Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители ежегодно планируют  психолого-педагогическую работу  с классом в соответствии с актуальными возрастными задачами и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением. Планирование  предусматривает индивидуальную и групповую работу с  учащимися,  сопровождение школьных и воспитательных мероприятий, проведение тематических родительских собраний.

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся.

Психологическое консультирование и просвещение является одним из обязательных направлений деятельности педагога-психолога и проводится со всеми субъектами образовательной среды. Задачи сопровождения педагогического коллектива варьируются в зависимости от актуальной   и единой методической темы ОУ. Педагог-психолог принимает активное участие в работе педсоветов, методических объединений, консультировании и психологическом просвещении педагогов.

Психологическая компетентность родителей формируется не только в процессе консультирования и лекций, но и в дистанционной форе, которую применяет   в работе с родителями педагог-психолог ОУ. Например, это  работа с родителями через сеть интернет: электронная почта и личный сайт.

Психологическое просвещение обучающихся осуществляется на психологических занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультировании, дистанционно.

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

Компоненты вариативности   психолого-педагогического сопровождения:

  1. Мониторинговая диагностика по значимым возрастным параметрам личностного развития  воспитанников и учеников.

Данные  мониторинговых исследований представляются  на совете по профилактике, круглом столе, используются в консультировании учителей, родителей, администрации, в индивидуальной развивающей работе с обучающимися и воспитанниками. Результаты психологических исследований  обобщаются в аналитических заключениях, даются   рекомендации.

2. Проектирование или оптимизация ресурсов  образовательной среды,  с целью создания условий стимулирующих развитие социальной и коммуникативной компетентности.

Социально-психологическое проектирование системы социально — педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.

Работа в этом направлении строится в соответствии с образовательной программой,  решениями педсовета, анализом деятельности службы и  поставленных годовых задач сопровождения. Осуществляется психологическое сопровождение  предпрофильной  подготовки и  профильного обучения, которое   предусматривает несколько этапов: изучение познавательных запросов и учебной мотивации; консультирование  обучающихся при выборе направления обучения;   диагностика познавательных интересов и первичной профнаправленности; консультирование по проблемам выбора профиля.

3. Создание психолого-педагогических условий способствующих развитию, поддержки психологического здоровья воспитанника,  обучающегося и профилактике  нарушений.

Профилактика вредных привычек осуществляется через уроки Здоровья с 8-го по 11-й класс, взаимодействие со специалистами социальных служб, которые  проводят тренинги, лекции, по профилактике вредных привычек, мотивации на здоровый образ жизни.

  • диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации).

Система психологического сопровождения строится  на основе развития профессионального взаимодействия психолога и педагогов, специалистов; представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, показателей,  охватывающая всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов. Ядром такого взаимодействия, его организационной основой является совет по профилактике,  на который выносятся вопросы психофизического развития обучающихся, преемственности, социализации и воспитания, решаются задачи  педагогического взаимодействия  всех субъектов образовательного процесса.

  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Психологическое  сопровождение образовательного процесса проводится в соответствии с годовыми планами педагога-психолога, планом деятельности службы, утвержденным директором, на основе основополагающих документов РФ, Устава ЦО, годового плана, а также должностных обязанностей педагога-психолога. Сопровождение каждой возрастной группы предполагает  решение  задач сопровождения  с учетом специфики возрастного и психофизического развития воспитанников и обучающихся.

Психолог службы работает по следующим направлениям: диагностическое, психологическое просвещение и консультирование, коррекционно–развивающее, профилактическое.

Психологическое сопровождение  рассматривается с 3-х позиций:

а) как процесс преемственности;

б) как создание условий для  максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных задач развития;  формирования и развития ключевых компетентностей;

в) как система взаимодействия  специалистов разного профиля.

Методическое сопровождение психолого-педагогического процесса:

  • методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фидпера
  • тест на определение типа личности по методике Д.Холланда
  • тест «Настроение на уроке»
  • методика оценки отношений подростка с классом
  • оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
  • методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев)
  • определение психологического климата группы
  • комплекс методик по определению психологического климата класса
  • комплекс методик по профессиональной направленности и пр.

 

Официальный сайт ГБОУ Центр Образования № 633