В образовательном пространстве Центра образования созданы условия для воспитания и обучения. Актуальными задачами являются: создание условий для формирования общей культуры обучающихся, нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование и самоопределение.
В организационной структуре ЦО существует социально-психологическая служба. Для осуществления деятельности психологической службы созданы кадровые, методические, информационно-технические условия. Цель психолого-педагогического сопровождения — создание условий для сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса, максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика, воспитанника и обеспечение преемственности в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по направлениям деятельности социально-психологической службы.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к средней ступени общего образования;
Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомить с формами и методами работы в учреждении, помочь учащимся быстрее адаптироваться к новым условиям.
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
В этом направлении работа службы планируется на основе преемственности между основным общим и основным полным образованием. Подразделения на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный — каждый из которых предусматривает решение определенных задач: адаптация к обучению и переходу из нового учебного заведения, последующая социализация и обучение в ОУ с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического и эмоционального здоровья обучающихся, с целью сохранения и повышения достижений в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающих разного вида трудности.
Предусматривается проведение адаптационной работы, работы с родителями по оказанию поддержки обучающихся через тематические родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, консилиумы. Работа с педагогами по обеспечению решения задач преемственности проводится через психолого-педагогические консилиумы, круглые столы, презентации классов, посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Психологическое сопровождение реализуется на основе планирования психолого-педагогической работы. Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители ежегодно планируют психолого-педагогическую работу с классом в соответствии с актуальными возрастными задачами и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением. Планирование предусматривает индивидуальную и групповую работу с учащимися, сопровождение школьных и воспитательных мероприятий, проведение тематических родительских собраний.
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся.
Психологическое консультирование и просвещение является одним из обязательных направлений деятельности педагога-психолога и проводится со всеми субъектами образовательной среды. Задачи сопровождения педагогического коллектива варьируются в зависимости от актуальной и единой методической темы ОУ. Педагог-психолог принимает активное участие в работе педсоветов, методических объединений, консультировании и психологическом просвещении педагогов.
Психологическая компетентность родителей формируется не только в процессе консультирования и лекций, но и в дистанционной форе, которую применяет в работе с родителями педагог-психолог ОУ. Например, это работа с родителями через сеть интернет: электронная почта и личный сайт.
Психологическое просвещение обучающихся осуществляется на психологических занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультировании, дистанционно.
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
Компоненты вариативности психолого-педагогического сопровождения:
- Мониторинговая диагностика по значимым возрастным параметрам личностного развития воспитанников и учеников.
Данные мониторинговых исследований представляются на совете по профилактике, круглом столе, используются в консультировании учителей, родителей, администрации, в индивидуальной развивающей работе с обучающимися и воспитанниками. Результаты психологических исследований обобщаются в аналитических заключениях, даются рекомендации.
2. Проектирование или оптимизация ресурсов образовательной среды, с целью создания условий стимулирующих развитие социальной и коммуникативной компетентности.
Социально-психологическое проектирование системы социально — педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.
Работа в этом направлении строится в соответствии с образовательной программой, решениями педсовета, анализом деятельности службы и поставленных годовых задач сопровождения. Осуществляется психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, которое предусматривает несколько этапов: изучение познавательных запросов и учебной мотивации; консультирование обучающихся при выборе направления обучения; диагностика познавательных интересов и первичной профнаправленности; консультирование по проблемам выбора профиля.
3. Создание психолого-педагогических условий способствующих развитию, поддержки психологического здоровья воспитанника, обучающегося и профилактике нарушений.
Профилактика вредных привычек осуществляется через уроки Здоровья с 8-го по 11-й класс, взаимодействие со специалистами социальных служб, которые проводят тренинги, лекции, по профилактике вредных привычек, мотивации на здоровый образ жизни.
- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации).
Система психологического сопровождения строится на основе развития профессионального взаимодействия психолога и педагогов, специалистов; представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, показателей, охватывающая всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов. Ядром такого взаимодействия, его организационной основой является совет по профилактике, на который выносятся вопросы психофизического развития обучающихся, преемственности, социализации и воспитания, решаются задачи педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Психологическое сопровождение образовательного процесса проводится в соответствии с годовыми планами педагога-психолога, планом деятельности службы, утвержденным директором, на основе основополагающих документов РФ, Устава ЦО, годового плана, а также должностных обязанностей педагога-психолога. Сопровождение каждой возрастной группы предполагает решение задач сопровождения с учетом специфики возрастного и психофизического развития воспитанников и обучающихся.
Психолог службы работает по следующим направлениям: диагностическое, психологическое просвещение и консультирование, коррекционно–развивающее, профилактическое.
Психологическое сопровождение рассматривается с 3-х позиций:
а) как процесс преемственности;
б) как создание условий для максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных задач развития; формирования и развития ключевых компетентностей;
в) как система взаимодействия специалистов разного профиля.
Методическое сопровождение психолого-педагогического процесса:
- методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фидпера
- тест на определение типа личности по методике Д.Холланда
- тест «Настроение на уроке»
- методика оценки отношений подростка с классом
- оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
- методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев)
- определение психологического климата группы
- комплекс методик по определению психологического климата класса
- комплекс методик по профессиональной направленности и пр.